Оформить квартиру
Защита прав потребителей
Создание юридических лиц
Арбитраж
Сопровождение сделок
Налогообложение
Банковские (кредитные) вопросы
Корпоративные споры
Юридическое обслуживание
Жилищные споры
Семейные споры
Трудовые споры
Наследственные споры
Земельные споры
ДТП

цитата Споры и конфликты породили судей и адвокатов, а нежелание спорить – нотариусов.

Требования о внесении сведений в Государственный кадастр недвижимости о земельном участке удовлетворены, поскольку действия Управления Роснедвижимости по Московской области по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о категории и разрешенном использовании земельного участка являются незаконными, производимыми без необходимых на то организационных и правовых оснований

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2010 г. по делу N А41
Резолютивная часть постановления объявлена 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
судей
при ведении протокола судебного заседания:
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Лазукин М.В. - доверенность от
от ответчика (должника): от ООО "Н" ; от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, Территориального управлению Росимущества по Московской области, Администрации муниципального района, Министерства имущественных отношений Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва на решение Арбитражного суда Московской области от 2010 по делу N А41, принятое судьей по заявлению ООО "З" к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, Территориальному управлению Росимущества по Московской области, Администрации муниципального района, Министерству имущественных отношений Московской области, ООО "Н", Управлению Роснедвижимости по Московской области, об оспаривании действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "З" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Роснедвижимости по Московской области, Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, Территориальному управлению Росимущества в Московской области, Администрации муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области, Обществу с ограниченной ответственностью "Н" со следующими требованиями:
- признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о категории и разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером
- обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о категории и виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым - "земли сельскохозяйственного назначения" и "для создания защитных насаждений" соответственно.
Определением суда первой инстанции от 2010 по делу N А41 произведено процессуальное правопреемство: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области заменено правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Росреестр), в связи с реорганизацией УФАКОН по МО.
Решением Арбитражного суда Московской области от 2010 по делу А41 заявленные требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяются по апелляционной жалобе Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, в которой оно просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда Российской Федерации и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства от 2009 N 50 НГ N и материалов лесоустройства.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Материалами дела установлено: Постановлением Главы администрации района от 1993 N Совхозу "Н" был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 4545 га., о чем выдано свидетельство N от 1993 (л.д. 59 - 60 т. 1).
Совхоз "Н" реорганизован в форме преобразования в ООО "Н", которое в дальнейшем было преобразовано в ОАО "Н" (л.д. 55 - 59 т. 2).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Законом Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", Законом Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области", Постановлением Правительства Московской области от 11.10.2002 N 451/36 "Об организации переоформления прав на земельные участки, продажи или передачи в аренду земельных участком", в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, образованные из состава земельного участка общей площадью 4545 га., которым ОАО "Н" обладало согласно свидетельству о праве постоянного (бессрочного) пользования от 1993 N , выданному Главой администрации района, постановлению Главы администрации района от 1993 N, в связи с разделом указанного земельного участка и утверждением проекта границ вновь образованных земельных участков на основании постановления Главы района от 2006 N "Об утверждении границ земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании (фонд перераспределения земель Московской области) ОАО "Н", с учетом постановления Главы района от 2000 N "О закреплении земельных долей за акционерами ОАО "Н", мнения бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (письмо от 16.06.2006 N), в связи с подачей ОАО "Н" заявления от 2006 N на аренду земельного участка и заявлений от 2006 N, N на приобретение в собственность земельных участков вынесено Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от.2006 г. N, которым ОАО "Н" предоставлен в собственность за плату, в том числе земельный участок с кадастровым номером, общей площадью 7310803 кв. м, расположенный в Московской области, муниципальном районе, ОАО "Н", уч. N, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для создания защитных насаждений".
ОАО "Н" на основании договора купли-продажи N от 2006 г. приобрело указанный земельный участок в собственность, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 50 НА N от 2006 г. (л.д. 52 т. 1).
Впоследствии, на основании Передаточного акта N от 2007, Протокола внеочередного собрания участников ООО "Н" N от 2007, Протокола заседания Совета директоров ОАО "Н" от 2007 право собственности на земельный участок с кадастровым номером перешло к ООО "Н", о чем 23.08.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись N 50-50, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 2007 50 НБ N (л.д. 51 т. 1).
2009 право собственности на данный земельный участок перешло к ООО "З" на основании решения учредителя о создании ООО "З" от 2009 N, передаточного акта от 07.08.2009, о чем регистрационным органом выдано свидетельство о государственной регистрации права 50 НД N (запись регистрации N 50-5).
2010 ООО "З" получено письмо начальника территориального отдела по району Управления Роснедвижимости по Московской области, согласно которому последним из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о категории и разрешенном использовании принадлежащего ООО "З" земельного участка с кадастровым номером, которое обусловлено тем, что соответствующий земельный участок относится к категории земель государственного лесного фонда.
Посчитав данные действия Управления Роснедвижимости по Московской области незаконными, нарушающими права и законные интересы, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерности заявленных требований.
В силу п. п. 3 - 4 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 N 418, органы Роснедвижимости должны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, в том числе, касающимися обеспечения прав граждан и организаций при внесении записей в государственный кадастр недвижимости. Аналогичные положения предусмотрены п. п. 3, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений, в том числе категории земель, осуществляются, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
На основании ч. 4 ст. 16, п. п. 8 - 9 ч. 1 ст. 22 Закона N 221-ФЗ такими документами могут являться документы, подтверждающие в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории и разрешенному использованию (то есть правовой акт уполномоченного органа), либо решение суда.
Из письма территориального отдела по району Управления Роснедвижимости по Московской области от 28.01.2010, равно как и из материалов дела не усматривается наличие таких документов, послуживших основанием совершенных Управлением действий по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о категории и разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером. Управление правоустанавливающих документов относительно перевода земель в земли лесного фонда не представило.
В соответствии со ст. 5 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшего на момент возникновения права бессрочного пользования у предыдущего правообладателя, категория земель определялась уполномоченными органом при предоставлении участка. На основании ст. 60 Закона РСФСР от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" полномочия по планированию использования земель и предоставлению земельных участков на территории района закреплялись за районными администрациями.
С учетом положений пункта 6.2.17 Порядка ведения государственного реестра земель, Раздел "Земельные участки", утвержденного Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119, регулирующих порядок государственного кадастрового учета на момент осуществления учетно-кадастровых процедур в отношении спорного земельного участка, сведения о разрешенном использовании (назначении) земельного участка подлежали внесению в кадастр в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливалось данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не было установлено, в кадастровых сведениях указывалась цель предоставления, соответствующая акту уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером приобретен предыдущим собственником - ОАО "Н" в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 30.06.2006 N 896 "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Н" земельными участками в районе", договора N купли-продажи земельных участков от 2006 г., при этом в качестве категории земли указано: "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием - "для создания защитных насаждений".
Данное Распоряжение Минимущества МО, равно как и постановление Главы администрации района от 1993 N, которым первоначально спорный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "Н" (до реорганизации - Совхоз "Н") не признаны в установленном порядке недействительными и не отмены.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе в случае включения непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок общей площадью кв. м, расположенный в Московской области, муниципальном районе, ОАО "Н", уч. N с кадастровым номером надлежащим образом сформирован и поставлен на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для создания защитных насаждений, при этом действия Роснедвижимости при постановке на кадастровый учет данного земельного участка как участка указанной категории не оспорены и не признаны недействительными.
Довод Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва об отнесение спорного земельного участка к землям государственного лесного фонда и принадлежности его к федеральной собственности является несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ участки земель государственного лесного фонда являются ограниченными в обороте, т.е. не могут передаваться в частную собственность, предоставляются с соблюдением специальной процедуры. Статьей 8 Лесного кодекса РФ в отношении указанных земельных участков установлено право федеральной собственности.
Таким образом, отнесение земельного участка к категории земель лесного фонда влечет юридические последствия в виде особого правового режима участка и возникновения права федеральной собственности.
Статьей 5 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, действовавшего на дату издания Постановления Главы администрации района от 1993 N, деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения не входила в лесной фонд.
На основании ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земельного участка к той или иной категории является обязательным, что требует обращения собственника в уполномоченный на принятие соответствующего правового акта орган.
Между тем, доказательств обращения заявителя в орган кадастрового учета в установленном порядке с заявлением о государственном кадастровом учете изменений (уточнении) сведений о спорном земельном участке, либо представлении в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия решения уполномоченного органа об отнесении земельного участка с кадастровым номером, расположенного в районе Московской области, к категории земель "земли государственного лесного фонда" и передаче его в федеральную собственность в материалах дела не имеется и апелляционному суду не представлено.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что при постановке земельного участка с кадастровым номером на кадастровый учет, проведенной ФГУП "Ц" проверкой было установлено, что спорный земельный участок площадью 730,8 га к землям лесного фонда ФГУ "Н" не относится, о чем свидетельствуют письма (л.д. 57 - 58 т. 1). Обратного подателем апелляционной жалобы не доказано.
Статьей 28 Закона N 221-ФЗ установлен порядок и основания для исправления ошибочных сведений государственного кадастра, согласно которым указанные сведения подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета, уведомив об изменениях заинтересованных лиц.
Органом кадастрового учета соответствующих решений не принималось, оснований для учета изменений в УФАКОН по Московской области не предоставлялось.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
На сегодняшний момент зарегистрировано право собственности ООО "З" на земельный участок площадью квадратных метров с кадастровым номером из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения для создания защитных насаждений расположенный в Московской области, муниципальном районе, ОАО «Н» уч. N , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 2009 50НД N. Данное право собственности не оспорено в судебном порядке и не признано недействительным.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель").
Как следует из выписки из государственного земельного кадастра от 30.11.2009 в настоящее время земельный участок с кадастровым номером имеет кадастровую стоимость руб., вместе с тем категория и разрешенное использование данного земельного участка не установлены (л.д. 46 т. 1), что в свою очередь является нарушением действующего законодательства.
Из вышеизложенного следует, что действия Управления Роснедвижимости по Московской области по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о категории и разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером являются незаконными, осуществлены без необходимых на то организационных и правовых оснований.
Таким образом, требования ООО "З" являются обоснованными, а действия УФАКОН по Московской области - незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, а также создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности последнего.
Довод Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва о том что право федеральной собственности подтверждается свидетельством от 2009 50-НГ N (т. 4 л.д. 45), несостоятелен. Из данного свидетельства однозначно с бесспорностью невозможности установить, что земельный участок с кадастровым номером, общей площадью 7310803 кв. м, расположенный в Московской области, муниципальном районе, ОАО "Н", уч. N, является собственностью Российской Федерации.
Ссылка Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в подтверждение доводов апелляционной жалобы на материалы лесоустройства, несостоятельна, поскольку данным органом апелляционному суду не представлены данные документы, в материалах дела такие документы также отсутствуют. В связи с изложенным апелляционный суд считает указанный довод об отнесении спорного земельного участка к федеральной собственности (землям лесного фонда) несостоятельным.
Утверждая о наличии спора о праве, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, не учло, что предметом судебного разбирательства являются действия органа кадастрового учета по исключению из Государственного кадастра недвижимости сведений о категории и разрешенном использовании земельного участка. На основании изложенного, ссылка на наличие спора о праве не имеет отношения к предмету спора и исследованию апелляционным судом не подлежит.
В соответствии со статьей 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, изложенные в апелляционной жалобе, фактически сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств, и они не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм законодательства.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда, в том числе безусловных, не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 2010 года по делу А41 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи